История и архитектура Харькова
Улицы и площади города
УЛИЦА СУМСКАЯ    УЛИЦА ПУШКИНСКАЯ    ГОСПРОМ
УЛИЦА СУМСКАЯ
           Каждая улица исторического города имеет свою биографию, свое неповторимое, узнаваемое лицо. Сумская - главная улица нашего города - не отличается своей шириной, но давно известна среди архитекторов-градостроителей как один из наиболее удачных примеров решения центральной части крупного города, создания на ее основе так называемого "линейного центра". Несмотря на значительную длину Сумской, по ней не утомительно пройти пешком, потому что застройка ее очень многообразна, на пути встречаются зеленые массивы, курдонеры, памятники. Сумская не самая старая улица города. Она складывалась на протяжении 150 лет и, подобно живому организму, постоянно изменялась, росла. Вместе с образом нашей жизни и сейчас очень динамично изменяется и "лицо" главной улицы. Наиболее старый ее участок сложился еще в ХVIII в. в направлении от городской крепости до люнета - полевого укрепления, замыкавшего с севера пространство между реками. Эта ( третья) линия укреплений проходила в районе современных ул. Скрыпника ( бывш. Чириковский пер.) и Рымарской. При въезде в город с севера были расположены две каменные караульни, от вала выступали два люнета. Эта ось, проходившая от северных ворот города по хребту возвышенного мыса между реками Лопань и Харьков, послужила естественным направлением для развития главной улицы. Сразу за валом, с северо- восточной стороны, находилось кладбище, обслуживавшее три прихода старой части города и церковь Жен Мироносиц - одно из первых каменных зданий города. (Сейчас на этом месте находится сквер Победы и Зеркальная струя). Мироносицкая улица дала название улице Мироносицкой.

           Защитный вал долго сдерживал развитие города в северном направлении. Лишь в начале XIX в. вал был снесен. По плану 1838 г. границы города были расширены в северном направлении до Университетского сада (ныне - сад им. Т.Г. Шевченко). В этот период высота застройки улицы не превышала двух этажей и она имела удобный пешеходный масштаб, который позже лег в основу целой сети прилегающих улиц. Строительство многоэтажных зданий в городе началось в начале XX в. в период бурного роста промышленности, с развитием системы банков и страховых компаний. Первым таким зданием на Сумской стало здание Русско-Азиатского (Северного) банка и женских медицинских курсов, построенное в 1908-1910 гг. по проекту петербургских архитекторов О.Р. Мунца и А.К. Шпигеля. Его строительство осуществлялось под руководством архитектора М.Ф. Пискунова. В 1925-1926 гг. оно было надстроено на один этаж по проекту архитектора И.Д. Ермилова. Здание построено в популярном в начале века стиле модерн с элементами классицизма, имеет строгие пропорции и крупный "столичный" масштаб, хорошо связывающий начало ул. Сумской с ансамблем банковских зданий на площади Советской Украины (бывшей Николаевской). Две фигуры на фасаде здания (мужская и женская) выполнены известным петербургским скульптором В.В. Кузнецовым. (Рис. 1, 2). В 1920- х гг. в этом здании работал Наркомат финансов УССР, в 1930-х гг. размещался Институт экспериментальной медицины, сыгравший важную роль в становлении отечественной и мировой медицинской науки. Здание официально внесено в реестр памятников архитектуры. В 1980-х гг. был осуществлен комплекс ремонтно- строительных и консервационных работ по фасадам здания и по интерьерам вестибюля и операционной части бывшего банка. В зале восстановлен фонарь верхнего света. Ныне здесь разместился банк "Харьков".             Здание на противоположной стороне улицы (ул. Сумская № 2), где на первом этаже находится ресторан "Театральный", построено в конце XIX в. в стиле "французского ренессанса" предположительно по проекту архитектора Б.Г. Михаловского, а дом № 4 - бывшая усадьба А.Н. Добрыниной - реконструировано из классицистического "образцового" проекта архитектором В.С. Покровским в 1874 г. Долгое время здесь была частная клиника профессора Гатмановича. После революции - научная медицинская библиотека, с 1990 г. - стоматологический центр "Эввива", на средства которого здание было отреставрировано по проекту харьковского филиала института "Укрпроектреставрация" (главный архитектор проекта В.М. Лопатько). К сожалению, не удалось воссоздать утраченные эркеры и центральный балкон.
Изначально Сумская застраивалась частными особняками высотой не более 2-х - 3-х этажей, но постепенно они реконструируются и надстраиваются, изменяя свой облик до неузнаваемости. Примером такого дома служит дом № 6 (Рис. 3). Первоначально здание, построенное в 1887 г. имело три этажа и принадлежало купцу Лысикову, затем оно было надстроено по проекту архитектора Б.С. Покровского в стиле неоренессанса, а в 1912 г. оно было превращено в большой доходный дом, хозяином которого был И.И. Фрейман. Автором проекта этого великолепного здания в стиле модерн с богатой архитектурной пластикой фасада, лоджиями, эркерами, широким майоликовым фризом был городской архитектор Б.Н. Корнеенко. Долгое время здание было в аварийном состоянии. Многлетние работы по его реставрации и реконструкции первого этажа под современные магазины недавно завершены (главный архитектор проекта реставрации - В.В. Кортунов).
           Зеленый массив театрального сквера, удобно соединяющий ул. Сумскую с ул. Пушкинской, появился в 1876 г. на месте старых земляных укреплений (2-й линии). Восточный конец сквера выходит на пл. Поэзии. Здесь в 1904 г. был установлен бронзовый бюст А.С. Пушкина. В 1909 г. на западном конце сквера, напротив театра, был установлен бюст Н.В. Гоголя. Автор обоих памятников - скульптор Б.В. Эдуардс. Ось сквера со стороны ул. Сумской замыкается прекрасным фасадом здания театра украинской драмы им. Лысенко (Рис. 4). Здание театра первоначально было построено в 1841 г. в стиле русского классицизма по проекту харьковского городского архитектора А.А. Тона (брата московского архитектора К.А. Тона - автора проекта храма Христа Спасителя, оба получили образование в Петербургской Академии художеств ). В 1843 г. фасад реконструирован в формах французского ренессанса и приобрел более активное пластическое решение. На первом этаже левого крыла был кондитерский магазин "Жорж Борман". Харьковский Драматический театр в начале XIX в. был популярен среди театральной общественности России. Здесь выступали знаменитые актеры: М.С. Щепкин, П.С. Молчанов, П.А. Стрепетова, М.Н. Ермолова, Сара Бернар, одним из популярных актеров был сын известного балетмейстера М. Петипа. Неоднократные реконструкции привели к большим утратам как по главному фасаду, так и по интерьерам театра. В 1928 г. интерьеры были реконструированы в стиле конструктивизма (арх. В.П. Костенко, худ. В.Г. Миллер). В 1961 г. к фасаду, выходящему на ул. Рымарскую, был пристроен пятиэтажный административный корпус, реконструированы зрительный зал и сцена (арх. Б.Г. Клейн, Е.А. Святченко, Н.С. Фурманова). Повышение этажности соседствующих зданий создало эффект "затеснения" здания театра, которое утратило свое доминирующее положение в градостроительной композиции этого участка улицы. Рядом с театром по пер. Молчановскому № 7 находится одно из интереснейших в Харькове зданий в стиле модерн - "Дом Золотой Рыбки", построенный в 1910-х гг. по проекту известного харьковского гражданского инженера и архитектора А.М. Гинзбурга, впервые внедрившего в строительство жилых зданий железобетонные конструкции. В этом здании находилась его строительная контора. На первом этаже был магазин, где продавали живую рыбу. Фасад здания украшен фигурами тритонов, железобетонные кронштейны, поддерживающие широкий карниз здания, сделаны в форме золотых рыбок (Рис. 5). Противоположный, северо-восточный угол ул. Сумской и театрального сквера мощно выявлен крупномасштабным объемом здания Национального Банка. (Рис. 6). Это здание было построено в 1897 г. по проекту академика архитектуры Р.П. Голенищева и архитектора Ф.И. Шустера в стиле палаццо Флорентийского ренессанса. В 1932 г. оно было надстроено на два этажа по проекту академика архитектуры А.Н. Бекетова и пробрело более представительный облик. С него как бы начинается следующий этап восприятия улицы. На этом участке наиболее значительным является здание бывшего доходного дома страхового общества "Саламандра", построенное в 1913 г. на основе конкурсного проекта, который был выполнен студентами Петербургской Академии художеств М. Редькиным и Д. Бердниковым.и переработан для реального строительства архитектором Н.Н.Веревкиным. (Рис. 7). Это здание столичного масштаба со стороны ул. Сумской имеет глубокий курдонер, создающий уютный уголок, в который ориентированы входы в магазины и подъзды самого дома. Здание построено в стиле Неоклассицизма с использованием строго пропорционированных римских ордеров - дорического и ионического и имеет сложную пространственную композицию, выходя другим фасадом на ул. Рымарскую. Фасады имеют укрупненные членения и украшены аллегорическими скульптурами. Высота здания несколько немасштабна ширине улиц, поэтому верхние зоны фасадов плохо воспринимаются, особенно на ул. Рымарской. Здание отличается очень высоким для тех лет уровнем благоустройства: оборудовано лифтами, мусоропроводами, внутренними ливнестоками. Здесь были фешенебельные дорогие квартиры, после революции заселенные по коммунальному принципу. Фасад здания отреставрирован в 1980 г. Очень интересным является также бывшее здание Совета горнопромышленников юга России (ул. Сумская , № 18, 20, ныне Радиотехнический техникум). Оно привлекает внимание строгостью архитектурных форм в стиле Неоренессанса. (Рис. 8). Здание состоит из двух частей: южной, выстроенной в 1902 г. по проекту арх. Б.Г. Михаловского, и северной, возведенной инженерами И.И. и С.И. Загоскинымив 1906 г. В 1915-16 гг. академиком архитектуры А.Н.Бекетовым была осуществлена перепланировка здания. Оно и сегодня украшает Сумскую своим необычным, несимметричным фасадом. Большой интерес представляют также сохранившиеся интерьеры. По проекту А.Н. Бекетова построено также здание бывшей типографии газеты "Южный Край" А.А. Юозефовича (ул. Сумская, № 13, 1903 - 1906 гг.). А.А. Юзефовичу принадлежала также городская усадьба с помпезным особняком (ул. Сумская № 61, ныне Дворец Бракосочетания), построенным в 1913 г.по проекту архитектора А.И. Горохова (Рис.9).            И последним в этом ряду привлекает внимание здание по ул. Сумской № 26 - яркий пример харьковского декоративного модерна - построенное в 1910-х гг. по проекту инженера-архитектора А.М. Гинзбурга. Фасад активно выделяется в рядовой застройке своей активной пластикой и цветовым решением. (Рис. 10). Ориентированный на запад, он очень эффектно выглядит, освещенный лучами заходящего солнца. Его несколько портит глухой торец: с угла фасад приобретает вид "накладной ширмы", а примыкающий маленький домик совсем не гармонирует с ним ни по размерам, ни по форме.
           К началу XX в. большинство малоэтажных зданий на этом участке улицы утратили свою жилую функцию, были так или иначе реконструированы или надстроены. На смену жилью приходят магазины, банки, кинотеатры, рестораны, лечебные учреждения. Жилыми остаются только большие доходные дома, первые этажи которых также занимают магазины и конторы.
           Следующий участок Сумской, ограниченный с юга улицей Скрыпника и с севера - проспектом Правды, пожалуй,одно из наиболее интересных и популярных мест в Харькове. Это, по сути, новый центр города, сформировавшийся там, где еще в середине XIX в. была окраина: на месте сада им. Шевченко был дикий лес, за ним - овраги, напротив - поля и пустыри. С 1852 г., в связи со строительством шоссейной дороги Харьков-Курск по Сумской открылось движение пассажирских дилижансов на Москву. Вдоль улицы были построены винные лавки, на Мироносицкой площади образовался хлебный рынок. В 1880 г. по Сумской открылось движение конки - первого городского трамвая на конной тяге. В 1860-х гг. началась распродажа участков земли под строительство и за 10 лет сформировалась целая сеть улиц между Сумской и Немецкой (Пушкинской): Ново- Мало-Сумская (Мироносицкая), Ветеринарная (Иванова), Сорокинский пер. (ул. Гиршмана), Старокладбищенский пер. (ул. Совнаркомовская). К 1850-м гг. в центре Харькова все дома стали каменными, большинство из них было построено по "образцовым" проектам.
           Бывшее Старое Кладбище (ныне Сквер Победы) в эти годы преобразуется в Мироносицкую площадь. С 1783 г. здесь была каменная церковь Жен Мироносиц, построенная на месте более ранней, деревянной. В 1813 - 1819 гг. она была перестроена на средства купечества в популярном тогда псевдорусском "кирпичном" стиле ( арх. Е.А. Васильев). На площади было несколько зданий: лазарет, фабрика шерстяных и хлопчатобумажных тканей, конюшни Приказа общественного призрения, Приходское училище ( позже в этом здании были музыкальное училище и театральный факультет Института Искусств). Все эти здание были снесены в ходе многочисленных реконструкций сквера.
           Открытие в 1805 г. Харьковского университета, второго в Российской Империи после Московского, сделало Харьков центром крупного учебного округа, включавшего Восточную Украину, Крым, Кавказ, Донбасс, Юг России. Это способствовало быстрому росту города. Для ученых и преподавателей, устремившихся в Харьков из всех краев Российской Империи, а также из-за границы, строятся жилые дома в районе улиц Сумской и Немецкой. По инициативе основателя университета В.Н. Каразина на месте природного леса по ул. Сумской был заложен Университетский сад, включающий ландшафтный (английский) парк, ботанический сад, обсерваторию и опытное хозяйство. Сад был окружен высокой каменной оградой с декоративной каменной кованной решеткой. У входа в 1906 г. к 100-летию основания университета был установлен памятник В.Н. Каразину (скульптор И.И. Андреолетти, архитектор А.Н. Бекетов) в центре высокой клумбы. В 1825 г. напротив Мироносицкой площади начинается строительство здания для Кадетского корпуса, но позже было решено перенести его в Полтаву. С 1839 г. здание было отдано Институту Благородных девиц - учебному заведению для дочерей обедневших дворян и сирот (арх. А.А. Тон, рис.11 ). После революции в этом здании было студенческое общежитие и редакция журнала "Студент революции", позже - управление треста "Югосталь", с 1933 г. - Педагогический институт. Во время войны здание сильно пострадало и в 1946 г. было разобрано.
В 1896 г. в живописной северо-восточной части сада, где были естественные овраги и водоемы, открылся зоопарк. В 1851 г. на северо- восточной оконечности Университетского сада было построено здание Ветеринарного отделения университета, которое позже стало самостоятельным учебным заведением - Ветеринарным институтом. Для создания подсобного хозяйства были использованы земли за Университетским садом - "Пески" - на месте будущей площади им. Дзержинского. В 1883 г. здесь была конечная станция конной железной дороги. Здание построено в формах позднего классицизма архитектором М.Л. Львовым (Рис.12). Здесь работали известные ученые, в т.ч. И.И. Мечников. Это здание было реконструировано в 1961 г. под городской Дворец Пионеров (арх. Б.Г. Клейн).
С дореволюционного периода сохранились несколько зданий: бывшие доходные дома, фиксирующие начало ул. Гиршмана (№ 44 и № 46 по ул. Сумской). Первый из них был построен архитектором Ю.С. Цауне в 1912 г. в эклектическом стиле, сочетающем черты классики и модерна. На первом этаже, очень высоком, с большими арочными окнами был магазин купца Аладьина. Два верхних этажа объединены трехчетвертными колоннами ионического ордера. Здание украшено скульптурой в античном стиле, над карнизом была балюстрада, на крыше - солярий с башней, где располагалось летнее кафе. Сейчас фасад этого богатого пластикой здания реставрируется (Рис. 13).  Дом № 46 принадлежал братьям Оршанским. Он был построен в 1910 г., автор проекта неизвестен. Это здание, по сравнению с домом № 44, стоит ближе к проезжей части улицы и своим высоким декоративным угловым щипцом хорошо замыкает перспективу улицы на отрезке от ул. Совнаркомовской до ул. Гиршмана. За этим домом прежде шел целый ряд мелких особняков. В 1950-х гг. на их месте был построен большой жилой дом (арх. П.Е.Шпара, П.И.Арешкин, Рис.14 ). Таких домов предполагалось построить два, симметричных относительно оси внутриквартального сквера. Этим и обусловлено наличие углового эркера с башенкой. Но второй дом так и не был построен, благодаря чему сохранились несколько старых особняков. Один из них - бывшая усадьба А. Красовской, затем - частная клиника проф. Авдаковой, а ныне - противотуберкулезный диспансер. Это здание в псевдоготическом стиле прежде было одноэтажным (арх. Г.Я. Стрижевский), в 1910-х гг. оно было надстроено на один этаж по проекту И.И. Загоскина и В. Кричевского - известного мастера украинского модерна (Рис.15).

           На углу ул. Сумской и Иванова (бывш. Ветеринарной) был маленький двухэтажный домик в стиле романтизма, принадлежавший Семигаевскому. На первом этаже была аптека. (Рис. 16). На его месте в 1950-х гг. было построено крупномасштабное здание ин-та ГИПРОКОКС по проекту ученицы А.Н. Бекетова Е.А. Любомиловой (Рис.17). Здание хорошо отвечает градостроительному масштабу окружающего пространства, отличается хорошими пропорциями и высоким качеством отделки. На первом этаже, так же, как и в старом здании, находится аптека с прекрасным интерьером, оформленным встроенными декоративными дубовыми шкафами

           В 1918 г. Харьков стал столицей Украины. С этого момента в городе начинается активизация творческих архитектурных сил. Авангардные идеи "новой архитектуры", "нового социалистического города" в первые годы после революции не могли быть реализованы из-за жестокого жилищного кризиса. Многочисленные строительные организации вели бессистемную застройку. В начале 1920-х гг. акционерное общество "Индустрой" стало регулятором всей архитектурно-строительной деятельности. 25 января 1926 г. в Харькове создается Архитектурное общество. Основной ареной борьбы архитектурных идей стали конкурсы. В которых участвовали самые известные архитекторы-новаторы послереволюционной эпохи. К началу 1930-х гг. эпоха мелких реконструкций сменяется эпохой крупных градостроительных решений, т.к. земля перестает быть частной собственностью. При этом часто уничтожались ценные здания и памятники архитектуры. В Москве таких зданий было уничтожено более 400. В Харькове обошлись значительно меньшими потерями. На Сумской в начале 1930-х гг. исчезла Мироносицкая церковь и близлежащие постройки: здесь было решено создать новый культурно- общественный центр города. Главным сооружением здесь должен был стать театр нового типа - "Театр массового музыкального действа". Был объявлен Всесоюзный конкурс на воплощение этой идеи. Театр должен был соединять в себе множество функций, совмещая в себе цирк, театр и кинотеатр, осуществлять различные виды трансформации сцены, позволяя "окружать зрителя действием". В этом конкурсе, проведенном в 1930 г., одержали победу известные советские архитекторы-конструктивисты братья Веснины. (Рис. 18). Проект дал решение очень многих сложных вопросов в лаконичной и композиционно уравновешенной форме, имеющей открытый, общественный характер. Имелось несколько вариантов трансформации сцены, была задумана возможность прохождения через сцену праздничных демонстраций. Зал окружен киногалереей, позволяющей давать проекции на сцену и потолок зала. Этот проект был принят к реализации, но в период его разработки стиль конструктивизм стал подвергаться критике и началось усиленное насаждение псевдоклассических форм, больше соответствующих духу сталинской империи. Проект несколько раз перерабатывался, началось строительство здания. Но после перенесения столицы в Киев оно прекратилось. На заложенном под сценическую коробку фундаменте был построен жилой дом, а в сквере - устроено троллейбусное депо. После войны здесь был заложен сквер "Победа" с известным фонтаном "Зеркальная струя" (арх. В.И. Корж, рис.19 ). Построенный же позже новый театр (его строили с перерывами в течение 25-ти лет) по проекту киевских архитекторов С.Н. Миргородского, В.Д. Елизарова, Н.В. Чупрыны и Р.Н. Гупало, явно немасштабен окружающему пространству и своим объемом закрыл возможность транспортной связи ул. Сумской с ул. Клочковской. (Рис.20 ). Заложенные на глубину 45м. Свайные фундаменты помешали прокладке линии метро, что нарушило уровень грунтовых вод. Это гигантское здание - памятник советской расточительности: на его строительство ушло 5000т. металла.
           Еще один результат Всесоюзного конкурса, к счастью, весьма удачно реализованный в нашем городе - памятник Т.Г. Шевченко (Рис. 21). Конкурс проводился трижды с 1929 по 1933 гг., в результате победу одержали ленинградцы: скульптор М.Г. Манизер и архитектор И.Г. Лангбард. Удачный тандем архитектора и скульптора позволил создать оригинальное по композиции, удачное по масштабу и хорошо согласованное с планировочным решением парка произведение монументальной скульптуры. Известный скульптор, выпускник Петербургской Академии Художеств, создал десятки памятников, но эта работа, сочетающая в себе черты классики с чисто авангардными приемами объемно-пространственной композиции - наиболее яркая из них. Для скульптора позировали известные украинские актеры: Н. Ужвий, А. Сердюк, И. Марьяненко, А. Бучма. Фигуры отлиты из бронзы, общий их вес - 33 т. После установки памятника в 1935 г. проведена реконструкция сада по проекту проф. Ко-лесникова и арх. Ширшова на основе трехлучевой системы аллей, ориентированных на памятник. Таким образом, памятник стал главным пространствообразующим элементом, связывающим сад им. Шевченко с ул. Сумской, а через сад идут удобные связи с ул, Клочковской и с районом Госпрома.

           Как раз напротив сада им. Шевченко находится здание Харьковского Университета Строительства и Аархитектуры, построенное в 1927 г. по проекту арх. А.Г. Молокина и Г.Д. Иконниково, которое своим глубоким курдонером оживляет застройку улицы. По своей стилистике оно носит конструктивистский характер, но порталы входов решены с применением стилизованного ордера. Пристройка вестибюля и замена деревянных дверей на металлические в 1960-х - 70-х гг. основательно изменили характер фасада. Фасад имеет активное пластическое решение: крупномасштабные балконы, вертикальные лопатки, крупную рустовку первого этажа. В здании применены новые для 1920-х гг. конструкции: монолитный железобетон с легким заполнителем, рамный железобетонный каркас и монолитные часторебристые перекрытия. (Рис.22). В конце 1920-х гг. была осуществлена частичная реконструкция зоопарка: появились павильоны в стиле конструктивизма (обезьянник, антилопник, слоновник, вольер для птиц, аквариум. Арх. П.З. Крупко, Ю. Афанасьев). В послевоенный период на территории сада была размещена организация Зеленстрой, которая осуществляла его реконструкцию. Здесь работали архитекторы А.С. Маяк, Б.Г. Клейн, инженер Ф.И. Савусская, дендрологи И.Б. Меликенцев, А.Д. Ганаева. В саду собрано более 80-ти пород редких и экзотических растений, приспособленных к местному климату. В 1955 г. в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией и 300-летия Харькова была построена монументальная лестница с каскадом, сейчас, к сожалению, разрушающаяся. В 1960 г. построено здание ресторана "Кристалл" (арх. Б.Г. Клейн, Г.А. Соколова), в 1968 г. - одно из первых в СССР зданий с применением вантовых седлообразных конструкций перекрытия - киноконцертный зал "Украина" (арх. В.С. Васильев, Ю.А. Плаксиев, инж. Л.Б. Фридган, В.А. Реусов, рис.23 ).

Сад им. Т.Г. Шевченко и примыкающая к нему площадь Свободы (бывш. Дзержинского) создают огромное пешеходное пространство, фактически, новый центр города, удобно связанный с новыми районами Загоспромья Павлова Поля. От площади начинается следующий участок улицы, который заканчивается в районе городского Парка культуры и отдыха им. А.М. Горького. Начало этого участка сформировалось до 1-й Мировой войны. Здесь были построены, в основном, большие доходные дома высотой до 7-ми этажей. Самые примечательные из них, внесенные в реестр памятников архитектуры и ценных зданий: дом № 82, бывший доходный дом Мовшовича, построенный по проекту архитектора В.А. Эстровича, выпускника Петербургского института гражданских инженеров в 1910-1912 гг. в стиле неоренессанса с применением большого композитного ордера и скульптуры в римском стиле (Рис.24 ), здание гимназии для слепых детей, построенное в 1892 г. по проекту И.И. Загоскина и Ф.И. Шустера. (Рис. 25). В 1912 г. к этому зданию была пристроена домовая церковь по проекту арх. В.В. Величко. Интересны здания, построенные по проектам известного мастера харьковского модерна А.М. Гинзбурга ( № 51, 88, 108, рис. 26-28).

      К началу 1-й Мировой войны граница застройки Сумской проходила в районе современной ул. Маяковского. Активное пластическое решение этого перекрестка, начатое А.М. Гинзбургом в доме № 108 ,было продолжено уже после революции в стиле конструктивизм. Особенно выразително фиксирует перекресток башня с угловыми балконами дома №71 (Арх. В.П.Костенко и др. 1930г. Рис. 29). Дом напротив, построенный в 1928г. для треста "Югосталь", решен уже в формах сталинского неоренессанса ( Рис. 30, арх. А.В. Линецкий, М.Ф. Покорный).
           Мы прошли около 7-ми км. по улице Сумской - главной улице нашего города. Многие любят ходить по ней пешком: здесь есть, что посмотреть, и каждый может найти себе занятие по душе: пойти в театр, музей, зоопарк, посетить ярмарку на площади или увидеть праздничный концерт и фейерверк.

Поборники национальной идеи собираются у памятника Шевченко, а поэты - у Зеркальной струи, и улице Сумской посвящают свои стихи:


Я иду по Сумской.
Ослепительно солнце,
Но прохладою сквер манит.
Навевая покой,
Мелодичной бессонницей
Тихо струя звенит.
А над нею - ажур
Легкокрылой беседки,
Что стремительно рвется вверх.
Затаился амур
За еловою веткой
И надеется на успех.

Разомлев от жары, Ивы свесили косы
И уснула в пруду вода.
Я, на время сбежав
От толпы стоголосой,
Так люблю приходить сюда.

На минутку зайду
И послушаю пенье
Сизой горлицы и синиц.
Кроху счастья найду -
Улетит невезенье
Под негромкие песни птиц:

Пережду самый зной,
Посмотрю, как роняют
Перья на воду воробьи.
Как амур озорной,
Притаившись, стреляет
В те сердца, что хотят любви.

( Ольга Беда )


На улице Сумской
Я вас увидел сквозь метель -
Был снегопад, был град,
Затем звенел апрель.
На улице Сумской
Я каждый вечер вас искал
И шанс увидеть вас не упускал.

Забавный капюшон,
Коротенькая шубка,
Нырнули в телефонный автомат.
Я шел за вами вслед
И впитывал, как губка
Духов французских тонкий аромат.

На улице Сумской
Я появлялся день деньской,
Был снегопад, был град -
Не помню, в год какой.
На улице Сумской
Я встретил бабушку с клюкой,
За ней плыл аромат любимый мой.

Забавный капюшон,
Коротенькая шубка,
Я шел за вами столько долгих лет.
Знакомый силуэт -
Ах, вы - моя голубка!
Но девяносто стукнет мне в обед.


(Элеонора Булгакова)


Раздел ведет кандидат архитектуры, доцент кафедры основ архитентуры Харьковского Государственного Технического Универсистета Строительства и Архитектуры Давидич Татьяна Феликсовна.
Вернуться на домашнюю страницу
Добро пожаловать | О Харькове | Город официальный | Промышленность | Бизнес и право
Наука и образование | Культура и искусство | Досуг и туризм | Город и область | Что, Где, Когда | Интернет