История и архитектура Харькова
Основные этапы развития города
2006 г. город Харьков официально будет отмечать свое 350-летие. Для города это возраст небольшой. Однако, существуют исторические свидетельс-тва того, что территория в месте слияния рек Лопань и Харьков была заселена еще в эпоху неолита: археологами были найдены остатки городищ и курганов, как в этом районе, так и в близлежащих окрестностях его (Донецкое и Салтов-ское городища). Есть сведения о существовании городища на высоком холме у слияния рек Харьков и Лопань в XI - XIII вв. Уже тогда существовала система городищ по течению рек Ворсклы, Псла, Донца, Уд и Мжи, которая отделяла владения древнерусских князей от кочевых пространств половцев. Именно в этом районе, предположительно, происходили события, описанные в "Слове о полку Игореве" и Доном называли Северский Донец, тогда значительно более полноводный. Эта территория издревле являлась пограничной между оседлыми и кочевыми племенами и поэтому спорной. Древние городища многократно разрушались. До нашествия татаро-монголов в этом районе находилось центральное стойбище печенегов - Шарукань. После опустошительных татаро-монгольских набегов целый обширный регион, границы которого включали территорию современного Донбасса, был назван "Диким полем": здесь не было оседлых поселений. В период польского владычества с Правобережной Украины сюда начали переселяться беглые люди - казаки и постепенно создавались "слободы", т.е. свободные поселения людей, бежавших с земель, захваченных Литвой и Польшей. Переселенцы из Западной Украины называли себя черкасами. В целях закрепления переселенцев на стратегически выгодных территориях правительство давала им льготы: они получали большие наделы земли, освобождались от налогов. Одной из главных привилегий было разреше-ние казацкого самоуправления на полковой основе. Южнее Белгородской чер- ты за полстолетия было основано более 300 поселений. Непосредственно на территории нынешнего Харькова казачье поселение из нескольких сотен чело-век возникло в 1652 - 1654 гг. Главой его был осадчий Иван Каркач.
     В 1654 г., после договора Переяславской Рады, когда Украина вошла в состав Российского государства, Харьков постепенно был превращен в укреп-ленное поселение и наряду с другими подобными ему стал частью "третьей засечной черты" - линии военных городов- крепостей, охранявших южные пределы Российского государства. (Рис.1). Еще до Харькова были созданы Чугуев, Валки, Ахтырка, Сумы, Изюм - города этой "черты". Но из всех этих городов только Харькову было суждено вырасти в один из крупнейших городов Украины, выдающийся центр промышленности, культуры, науки и образования
     Первая харьковская крепость была построена по чертежу, данному чугу-евским воеводой Григорием Спешневым в 1655 г. Это был частокол из заост-ренных бревен, обнесенный рвом и валом протяженностью 1150 м. 28 марта 1656 г. был издан официальный указ царя Алексея Михайловича об учрежде-нии Харьковского воеводства и организации строительства крепости - казац-кого полкового города. Для этого в Харьков был назначен воевода Воин Сели-фонтов. Первоначальная крепость постепенно расширялась и совершенствова-лась в соответствии с требованиями тогдашней фортификации: появились обо-ронительные башни с воротами и дозорными надстройками, стены делались из срубных конструкций с внутренними помещениями и бойницами. Крепости такого типа строились в то время в Росcии на новых территориях повсеместно. Деревянная крепость с десятью башнями имела форму прямоугольника, юго-восточный угол которого немного срезан (Рис.2,3,4). Главными сооружениями внутри крепости были: приказная изба,Успенская церковь, Государев двор, по-роховой погреб и службы, жилые дома казаков и русских служилых людей. К крепости был пристроен остог, где находились хаты и торговые площади. Вос-точная граница крепости шла примерно по линии современных стен Института Искусств и Дворца Труда, западная - вдоль обрывистого тогда берега реки Лопань.
     Одновременно со строительством крепости шло формирование городс-ких улиц. Кварталы складывались хаотично вокруг первых деревянных церк-вей, которых к концу XVII в. насчитывалось семь. Главной соборной церковью была Успенская. После пожара 1688 г. Успенскую и Покровскую церкви заме-нили каменными. С юго-восточной стороны от крепости сформировался посад (Подол). За реками постепенно разрастались новые слободы ( Захарьковье и Залопанье). Таким образом, город разрастался сначала в пределах междуречья, а затем - в восточном и западном направлениях - за реками. Крепость постепе-нно росла: в 1660-62 гг. с южной стороны ( в районе пл. Розы Люксембург и прилегающих кварталов) ней был пристроен острог, где располагались порохо-вые погреба, склады и амбары. После посещения города Петром I в июне 1709 г. Крепость была расширена до нынешнего Бурсацкого спуска, к ней были пристроены 5 бастионов на углах и дополнительнгая линия укреплений (по линии современных улиц Рымарской и Скрыпника). Эта линия долго сдержи-вала развитие города в северном направлении. В центральной части крепости находилась большая торговая площадь, в северной части - территория мужс-кого монастыря, которая прежде была за пределами крепости. Эти этапы фор-мирования города зафиксированы картами 1654-1660 гг., 1742 ( Рис. 5, 6).
     В 1726 г. в Харьков из Белгорода была перевелена Славяно-греко-лати-нская школа, преобразованная в 1727 г. в Харьковский Коллегиум - первое высшее учебное заведение на левобережной Украине.
     До 1765 г., когда была образована Слободско-Украинская губерния , в Харькове сохранялось казацкое самоуправление. К концу XVII в постепенно растут землевладения царских воевод и казацкой верхушки. Из наиболее состо-ятельных землевладельцев постепенно формируется местное слободско-укра-инское дворянство. После ликвидации полкового самоуправления имевшие офицерские чины полковые старшины сравнялись в правах с русским дворян-ством. В 1780 г. было образовано харьковское наместничество. После победы в Полтавском сражении город теряет свое оборонительное значение. Находясь на пересечении важнейших торговых путей, Харьков становится местом ярмарок, на которые съезжаются купцы не только со всей России, но и из-за границы. Многие из них остаются здесь жить, организуя собственное торговое или реме-сленное дело.
     В 1768 г. Из Петербурга был прислан в Харьков новый план города, раз-работанный "Комиссией о каменном строении" под руководством архитектора А.Квасова. Но этот план был реализован лишь частично в пределах централь-ного ядра. В дальнейшем планы разрабатывались в Харькове выпускниками Прибавочных классов при Харьковском Коллегиуме. С 1767 г. Здесь препода-вал присланный из Москвы на должность губернского архитектора И.М. Ви-льянов. В 1770-х гг. Начинается реконструкция центра города, появляются ка-менные постройки в стиле раннего классицизма: дом губернатора, Успенский собор (по образцу церкви св. Климента в Москве), Банковская контора, Почто-вый двор, военные Провиантские склады. Планировка города в пределах цент-рального ядра была близка к радиальной схеме: улицы сходились веерообразно в направлении к крепости. Некоторые участки были разбиты по регулярной сетке ( Подол, Залопанье).
     Первый план застройки г. Харькова был составлен архитектором П. Яро-славским - выпускником Харьковского Коллегиума, прошедшим стажировку в Москве. На карте 1804г. ( Рис.7) уже видна сложившаяся сеть главных улиц. Они сложились в направлении дорог в другие города: Полтаву, Сумы, Змиев, Чугуев, Таганрог, Москву. Наиболее активно выявлено западное и юго-восточное направления. Активно растущие пригородные слободы (Афанасьев-ка, Довгалевка, Немышлянская), а затем и пригородные села постепенно вклю-чаются в состав городской территории.
     К началу XIX в. население города составляло 12 тыс. человек. К этому времени были разобраны за ненадобностью оборонительные стены. На месте рвов и валов образовалось полукольцо торговых площадей: Ярмарочная (ныне Конституции), Народная (Розы Люксембург, ныне - Независимости), Лопанс-кий базар (Пролетарская). Новый толчок активному росту города дало откры-тие в 1805 г. Харьковского университета. Он был размещен в бывшем Губер-наторском доме. Постепенно сформировался ансамбль зданий университета и колокольни Успенского собора - главной высотной доминанты города. В стро-ительстве этого ансамбля принимали участие первые архитекторы Харькова: Петр Ярославский, Евгений Васильев, Андрей Тон, работавшие в стиле ран-ннего классицизма. В состав ансамбля центра вошли также Гостиный двор и здание Дворянского собрания (не сохранились). В 1811 г. по инициативе В.Н. Каразина в Харькове было создано филотехническое общество для распростра-нения достижений науки и техники и содействия развитию промышленности в России. В 1812 г. по инициативе Г.Ф. Квитки-Основьяненко открыт Институт благородных девиц.
     С 1820-х гг. В состав города включаются Гончаровка и Москалевка, с 1830-х - восточная часть Холодной горы- здесь селились те, кто не мог построить жилище, соответствовавшее требованиям городских властей, а также переселенцы. Москалевка заселялась отставными солдатами ("москалями"). В южной части города (на Основе) помещики Квитки продают земли под застро- йку. Постепенно застраивается самовольно пришлыми крестьянами бывший выгон - Конная площадь. В это же время был создан Универсистетский сад - в будущем - Сад им. Т.Г. Шевченко.
     В 1837 г. вышло "Положение об устройстве губернского города Харько-ва" и введена должность городового архитектора, на которую был назначен А.А.Тон. вся строительная деятельность ставилась под надзор "Комитета об устройстве г. Харькова". Для строительства жилых домов предлагались "обра-зцовые проекты" 3-х категорий и Высочайше утвержденные планы. На главных улицах запрещалось строительство деревянных домов. Развивается сеть глав-ных улиц: Московская, Петинская, Таганрогская, Екатеринославская. В состав города включаются Клочковская слобода и территория Универсистетского сада.
     С исчезновением крепостной стены на севере на чинается формирование улиц Сумской и Пушкинской, а за ними - целого Нагорного района на плато - возвышеннм естественном мысе между реками. В низменных частях города между главными дорогами располагаются слободы - поселки сельского типа, озера, болота, пашни, пустыри. Особенно заболоченной была пойма реки Ло-пань. По ее восточ ной обрывистой границе образовалась целая система овра-гов, которые препятствовали застройке. Остатки этих оврагов можно увидеть в саду им. Шевченко, в зоопарке, в районах парка им. Горького и Сумского рын-ка, по ул. Динамовской.
     В 1840-е гг. рост благосостояния купечества способствовал строительству храмов: на Холодногорском кладбище строится Всехсвятская церковь, на Севе-рном - Усекновенская, на Конной площади - Святого Духа. Реконструируются и расширяются старые церкви: Воскресенская, Каплуновская и Дмитриевская. Строится новый театр на Сумской (1843 г.), лавки на Благовещенском базаре. К середине 1840-х гг. В Харькове было каменных домов - 544, деревянных - 3762, фабрик и заводов - 53. В 1866 г. - каменных зданий - 1459, деревянных - 5021. Столь бурному росту строительства способствовала деятельность гене-рал-губернатора С. Кокошкина: он насильно заставлял горожан сносить старые дома и строить новые, каменные. При нем построены новые корпуса универси-тета, новое З-х этажное здание Присутственных мест, каменные лавки на рын-ках, Здание Ветеринарного института в конце ул. Сумской, реконструирована Николаевская церковь в цетре города. В 1850 г. население города составляло 40 тыс. чел., в 1860 г. - 60 тыс. чел. Ул. Сумская продлилась до нынешней ул. Иванова (Ветеринарной). Этому способствовало строительство Ветеринарного института в 1854 г. На карте 1854 г. ( Рис. 8 ) мы видим значительное расширение территории города.
     В 1860-х гг. Новый толчок бурному росту Харькова дает отмена крепост-ного права и строительство железной дороги, вокзала и железнодорожного городка на Архиерейской леваде ( тогда - за чертой города ). С 1869 года здесь формируется новый район, строятся жилые дома, трактиры, торговые лавки. Это район Большой и Малой Панасовки и Александровской улицы. С появле-нием железной дороги в городе активизируется развитие промышленности и растет товарооборот. Сюда устремляются иностранные предприниматели, ак-ционерные общества, компании, открываются банки, мануфактуры, заводы и мастерские, строятся здания для них. С 1852 г. со строительством шоссейной дороги Харьков-Курск открывается движение пассажирских дилижансов на Москву. Это дает новый толчок к росту ул. Сумской. В 1860-х гг. Застраивается ее правая сторона, за 10 лет появляется целая сеть кварталов между Сумской и Немецкой (Пушкинской).
     Острая потребность в инженерных кадрах способствует открытию в 1885 г. Технологического института. Расширяется университет: в 1880 г. построено здание медицинского факультета, в 1901 г. - зоологический корпус, в 1914 - химический корпус. В 1893 г. открыто Коммерческое училище, в 1910 - Ком-мерческий институт. В 1886 г. была открыта общественная библиотека ( в буду-щем - библиотека им. В.Г. Короленко), а также - открыт промышленно - художественный музей, экспозиция которого была подарена Санкт-Петербур-гом.
     К началу XX в. население города вырастает до 200 тыс. чел., к 1917 г. - 382 тыс. чел. Население было многонациональным. По пере-писи 1897 г. украинцами назвали себя 25%, русским- 58%, евреи составляли 5-6%, немцев было 2353 чел., поляков и белорусов - несколько сотен, французов - 240 чел., англичан - 50, шведов -29, датчан - 5, были также караимы, греки, армяне, татары. К концу XIX - началу XX вв. В городе появились храмы различных конфессий: католический костел, лютеранская кирха, еврейская синагога, кара-имская кенасса, мечеть.
     В 1870 г. в Российской империи было введено "Городовое положение", расширявшее права органов городского самоуправления. Управлением город-ским хозяйством занимаются с этих пор Городская Управа и Городская Дума. Появляются должности Городского инженера, пожарного и санитарного инс-пекторов. В Харьков направляются выпускники Петербургской Академии ху-дожеств. Подготовкой гражданских инженеров начинает заниматься и Харьковский Технологический институт. При помощи новых специалистов на ос-нове геодезической съемки в 1896 г. был разработан проектный план города, в соответствии с которым намечалось расширение границ города в северном и юго-восточном направлениях. Предусматривалось расширение главных улиц до 20 м., благоустройство набережных, строительство новых мостов. В 1894 - 1907гг. Создается Городской парк, Производится озеленение и замощение главных улиц, устанавливаются памятники Каразину, Пушкину, Гоголю. Производились работы по осушению заболоченных и затапливаемых участков, замоще-но камнем 40% улиц. В 1881 г. проведена первая линия водопровода, в 1897 г. строится электростанция на ул. Кузнечной, в 1910 появляется канализация
     Развивается городской транспорт: в 1882 г. проложены две линии конки общей протяженность 12 км., в 1906 г. появляется узкоколейный трамвай, в 1910 г. - автобусный маршрут от вокзала до Сумской. К 1917 г. протяженность трамвайных линий составила 18 км. При том, что конка сохранялась тоже. В 1912 г. было создано Художественное училище, в котором работали И.Е. Ре-пин, С. Васильковский. Прекрасное здание для него в стиле украинского моде-рна было построено по проекту петербургского архитектора Н.В. Васильева. В 1914 г. по проекту петербургских архитекторов А.И. Дмитриева и Д.С. Ракитина было построено представительное здание Главного Управления Юж-ных железных дорог на привокзальной площади. К этому времени кроме глав-ного вокзала В Харькове были открыты еще два: Балашовский и Левада.
     В конце XIX - начале XX вв. в Харькове начинается строительство круп-ных зданий: доходных жилых домов, банков, заводов, мануфактур, торговых предприятий, складов. Для обеспечения комплексных проектно-строительных работ появляются частные проектные конторы. В 1893 г. открыта первая специ-ализированная проектная контора (С.И. Загоскин, И.И. Загоскин, М.И. Лов-цов). С 1858 г. отменяются "образцовые проекты", архитекторам и заказчикам предоставляется полная свобода в выборе стиля. Появляются эклектичные зда-ния в стиле псевдоготики, неоклассицизма, в "русском" кирпичном стиле в но-вом стиле "модерн". В этот период в Харькове работает множество архитекто-ров - выпускников Петербургской и Харьковской школ: Б.Г. Михаловский, И.П. Гинш, В.Х. Немкин, К.А. Толкунов, В.В. Величко, С.И. Загоскин, И.И. Загоскин, М.Г. Диканский, М.И. Ловцов, Б.Н. Корнеенко, М.Ф. Пискунов, В.Н. Покровский, Б.С. Покровский, А.Н. Бекетов, А.М. Гинзбург, К.Н. Жуков, В.К. Троценко, А.М. Ржепишевский, Ю.С. Цауне, З.Ю. Харманский, В.А. Эстрович, В.Г. Кричевский, С.П. Тимошенко, В.В. Хрусталев, Ф.И. Шустер. Строятся так-же крупные здания по пректам петербургских зодчих Н.Н. Веревкина, А.И. Дмитриева, Д.С. Ракитина, И.А. Претро, Ф.И. Лидваля, О.Р. Мунца, А.К. Шпигеля, И.В. Васильева.
     После раволюции 1917 г. до 1920 г. строительство было прервано, насе-ление города уменьшилось с 380 до 285 тыс. 11 - 1 2 декабря 1917 г. I Всеукра-инский Съезд Советов объявил Харьков столицей Украинской республики Со-ветов. Особняки и наиболее добротные здания были заняты новыми советскими учреждениями, большие квартира в доходных домах заселялись покомнатно: в то время появилось понятие "коммунального жилища". Строились и новые "до-ма - коммуны", поселки "нового быта", рабочие поселки при заводах, коттеджи для иностранных специалистов. Для застройки рабочих поселков использова-лись типовые проекты 2-х, 3-х и 4-х этажных секционных домов с различными вариантами блокировки секций. Дома имели небольшие земельные участки. Такие поселки появились на Лысой горе ("Красный Октябрь"), на Новой Бава-рии, на ул. Плехановской. Это новое веяние в архитектуре активно внедряли в жизнь архитекторы В.К. Троценко, П.З. Крупко, В.И. Богомолов, М.А. Зеленин, И.Г. Таранов - Белозеров, Б.П. Грицевский, С.В. Григорьев (1923 -1926 гг.). Строились также ведомственные кооперативные дома ("Дом Специалистов", "Железнодорожник", "Табачник", "Медик", Красный промышленник", дом писателей "Слово" и др.). Появляются новые типы зданий и сооружений: рабо-очие клубы, театры, стадионы. В архитектуре появляется новое направление -конструктивизм, идут поиски нового архитектурного языка, соответсвующего новому времени и новому социальному укладу и образу жизни. Краткий период архитектуры конструктивизма представлен в Харькове, пожалуй, шире, чем в других крупных городах бывшего СССР: он как нельзя лучше соответствует образу новой столицы, огромного промышленного города и вершиной этого стиля стал всемирно известный Госпром, ставший зданием - символом нашего города.
     В центральной части города в 1922 - 1932 гг. проводится большая рекон-струкция: расширено здание Дворянского собрания по проекту арх. А.В. Лине-цкого (здесь разместился ВУЦИК), построены здания Детского Мира и Товар-ной биржи, Всеукраинского Кооперативного Союза, произведена надстройка Городского дома, в котором разместился Горсовет, построен универмаг, соору-жена большая лестница на Университетскую горку (арх. П.З. Крупко ) и здание Химического факультета университета (арх. С.М. Кравец ). В то же время целе-напрвленно разрушались многие храмы. Переименовывались плошади и улицы в соответствии с новой коммунистической идеологией, многие исторические названия были утрачены. Ликвидация частной собственности на землю способ-ствовала проведению грандиозных градостроительных мероприятий: появи-лись идеи пробивок новых широких улиц, создания площадей и жилых масси-вов. Работы по созданию нового генерального плана начались в 1925 г. в отделе коммунального хозяйства горисполкома. Затем в 1929 г. при Горсовете было организовано планировочное бюро, которое возглавил арх. А.А. Мейн. Но раз-работанный генплан был отклонен по причинам его дезурбанистического хара-ктера и в 1931 - 1936 гг. был разработан новый генплан институтом Гипроград (арх. А.М. Касьянов, инж. А.Л. Эйнгорн). Эти планом предусматривался рост насе-ления города к 1950 г. до 1 млн. 650 тыс. чел. (Рис.9).
     Иститут Гипроград был создан в Харькове в сентябре 1930 г. Он приме-нил принципиально новый подход к формированию генеральных планов горо-дов: город стал рассматриваться как сложная, исторически сложившаяся систе-ма, имеющая свои законы роста и развития. В течение 10 лет им были разрабо-таны генеральные планы 28-ми городов Украины, а также г.Ташкента и неско-льких городов Белоруссии, генерального плана Киева 1934 г. В СССР в 1930-х годах сложились две градостроительных школы: Московская и Харьковская. Ведущими специалистами Гипрограда были: П. Алешин, М. Давидович, Д. Бо-горад, И Малоземов, Я. Рутенберг, А. Эйнгорн, Г. Шелейховский, П. Хаустов. За разработку генерального плана г. Харькова ( Рис. 9 -нет) А.Л. Эйнгорн был удостоен зва-ния почетного члена Королевского института британских архи-текторов. Новые принципы градостроительства предусматривали отделение промышленных зон от жилых, вынесение крупных производств за пределы центральной зоны города, снижение плотности населения за счет укрупнения планировочных единиц застройки, создание системы зеленых массивов как в самом городе, так и в пригородной зоне, расширение старых и пробивку новых транспортных магистралей и обводных дорог, позволяющих разгрузить центр города от транспорта, устройство транспортных многоуровневых развязок, расчистку центра от ветхих строений, определение и использование резервных территорий для строительства новых жилых районов. К сожалению по эконо-мическим причинам многие из этих крупных градостроительных мероприятий не были реализованы или были реализованы лишь частично.
     В мае 1930 г. началось строительство Харьковского Тракторного завода (ХТЗ) и 1 октября 1931 г. он уже вступил в строй. В этом же году на базе фа-культетов Харьковского Технологического института было образовано 23 ВУЗа, в их числе - Харьковский Инженерно-Строительный Институт (ХИСИ), в котором был открыт архитектурный факультет. С 1931 по 1941 гг. были откры-ты новые предприятия: завод сантехоборудования ("Кондиционер"), завод "Авторучка", образовано 46 научно-исследовательских институтов, появились новые жилые массивы: поселок ХТЗ, в котором была воплощена новая градо-строительная концепция "линейного города", комплексы "Красный Луч" и "Красный Октябрь". К !940-му году количество промышленных предприятий в Харькове достигло 200, объем продукции вырос по сравнению с 1913 г. в 12 раз. В городе было 36 ВУЗов (42 тыс.студентов), 41 техникум (14 тыс. учащих-ся), 138 школ ( 96 тыс. учащихся), 14 театров, 60 клубов, 304 библиотеки, пост-роено 2 млн. кв. м. жилья. С 1932 г. Харьков стал областным центром.
     За годы фашистской оккупации ( 20 окт. 1941 г. - 23 августа 1943 г.) бо-льшинство предприятий, а также 1млн. 600 тыс. кв. м. жилья было разрушено, Выведены из строя водопровод, канализация и газоснабжение, все виды транс-порта. Нанесенный войной материальный ущерб оценивался в 33,5 млрд.. руб.
     В сентябре 1943 г. был основан проектный институт Горпроект (Харьковпрое-кт), задачей которого стало восстановление города. К 1945 г. восстановлено 600 предприятий, водопровод, транспорт. Население города составило к этому вре-мени 459,3 тыс. чел. В эти годы открыт Театральный институт, создано книж-ное издательство, построены Плиточный завод и Завод дорожных машин. Завершен новый генеральный план развития города.В 1948 г. промышленное производство достигло довоенного уровня, построено более 700 000 кв. м.. жи-лья, восстановлена железная дорога. В 1949 г. образован Политехнический ин-ститут (ХПИ). К 1950-му году население Харькова достигло 718, 2 тыс. чел.
     В 1952 г. построен новый вокзал., в 1955 г. в Госпроме открыт телецентр, в 1957 г. открыт Планетарий.
     С 1958 г. в СССР принимается новая жилищная программа: домотроение переводится на индустриальную основу. Создаются экономически выгодные типовые проекты малогабаритного жилья (позже подучившие название "хру-щевки") с целью скорейшего обеспечения населения жилплощадью. Начинает-ся быстрый рост новых жилых массивов : Павлова Поля, Новых Домов, Селек-ционной станции. Население города к 1962 г. достигает 1 млн. человек. В 1960 - 1967 гг. созданы новые ВУЗы: Зооветеринарный, Институт Искусств, Инсти-тут Культуры, Институт Радиоэлектроники., Открыт Харьковский филиал НИИ Технической Эстетики. Утвержден новый Генеральный план развития города. Планируется строительство Салтовского жилого массива на базе крупнопане-льных серий типового жилья.
     В 1974 г. открыто здание нового цирка на 2300 мест. 15 июля 1975 г. пущена первая линия Харьковского метрополитена (10,5 км.. 8 станций), в 1977 г. началось строительство второй линии, которая была открыта в августе 1984 г. В 1978 г. на Павловом поле открылся комплекс Художественной и хореогра-фической школ для детей.
     23 августа 1981 г. открыт новый телецентр, в Харькове - 3 программы те-левидения. Продолжается строительство новых жилых массивов: Салтовского, Роганского, Холодногорского, Алексеевского. Население города достигает к се-редине 1980-х гг. 1 млн. 440 тыс чел.
     Открыт Харьковский филиал проектного института Укрпроектреставра-ция, которому принадлежит важная роль в рестеврации и реконструкции памят-ников архитектуры и исторических зданий города.
     Динамика роста городской территории за 340 лет отражена на рис. 10.

Основные периоды развития города:

  1. 1654 - 1765 гг. - от полкового города-крепости до преобразования в губернский город.
  2. 1765 - 1860-е гг. - развитие Харькова как административного, торгово-ремесленного и культурного центра Слободско-Украинской губернии. С 1780 г. Харьков - главный город Харьковского наместничест-ва.
  3. Середина XIX в. - до 1917 г. - Харьков - универсистетский центр и центр активного развития капиталистических отношений, один из крупнейших в Российской Империи. Бурное развитие промышленно-сти и торговли. Крупный железнодорожный узел на путях из Петер-бурга и Москвы в Крым и на Кавказ.
  4. 1917 - 1934 гг. Харьков- столица Советской Украины. Период активного градостроительства, архитектурных конкурсов, стиля конструктивизм.
  5. 1941 - 1948 гг. - период войны, оккупации и послевоенного восстановления города.
  6. 1948 - 1958 гг. - новый этап роста и разития города.
  7. 1959 - 1991 гг. - переход к индустриальному домостроению, активный рост промышленности. Харьков превращается в один из крупнейших образовательных и научных центров СССР. Развитие инфраструктуры, появление метрополитена.
Раздел ведет кандидат архитектуры, доцент кафедры основ архитентуры Харьковского Государственного Технического Универсистета Строительства и Архитектуры Давидич Татьяна Феликсовна.
Вернуться на домашнюю страницу
Добро пожаловать | О Харькове | Город официальный | Промышленность | Бизнес и право
Наука и образование | Культура и искусство | Досуг и туризм | Город и область | Что, Где, Когда | Интернет
Hosted by ConCom Ltd. Rambler's Top100