ХАРЬКОВ
История и архитектура



ВОКЗАЛ
(СЕГОДНЯ)
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. Основные этапы развития города.
Формирование городской структуры.

2. Улицы и площади города. Наиболее
ценные здания и ансамбли.

3. Стили и направления
в архитектуре Харькова.

4. Выдающиеся архитекторы
Харькова XVIII - середины XX вв.

5. Архитектура и архитекторы
современного Харькова.

6. Существующие и утраченные
памятники архитектуры
Харьковской области

7. Ахитектурная школа в Харькове


ВОКЗАЛ
(НАЧАЛО ХХ ВЕКА)

Улицы и площади города
УЛИЦА СУМСКАЯ     УЛИЦА ПУШКИНСКАЯ     ГОСПРОМ

 

Площадь им. Дзержинского,
ГОСПРОМ
и харьковский конструктивизм



          В декабре 1917 г. Харьков стал столицей советской Украины. Бывший купеческий, банковский, университетский город должен был, несомненно, приобрести новый облик, соответствующий столице индустриальной, трудовой пролетарской республики. С июля 1919 г. Губисполком принял решение о расширении и реконструкции города, освоении новых территорий. Прежде всего, надо было решить вопрос реконструкции центра и пробивки главных транспортных артерий, т.к. с ростом промышленных предприятий и населения города, естественно, ожидалось значительное увеличение транспортных и пассажирских потоков. Но идеи глобальной реконструкции не могли осуществиться в первые послереволюционные годы - на это не было средств даже для столицы. Генеральный план реконструкции Харькова был разработан институтом Гипроград только в 1936 г. Он предусматривал создание дополнительных кольцевых и диагональных магистралей для связей между отдельными районами города в обход затесненного старого центра. Но и этот план был реализован лишь частично, благодаря чему, к счастью, уцелели исторические зоны города: сад им. Шевченко, улица Рымарская, часть улицы Клочковской, примыкающая к центру да и сам центр.
          Из всех градостроительных решений, реализованных в Харькове в 1925 - 1936 гг. наибольший интерес представляет ансамбль площади им. Дзержинского (ныне пл. Независимости). В истории её создания отразилась целая эпоха развития советской архитектуры. После революции земля, как известно, стала общенародным достоянием. Впервые появилась возможность реализации глобальных градостроительных замыслов "как можно быстрее стирающих последние черты капитализма с архитектурного лица города". Реализация этих замыслов сталкивалась как с недостатком средств, так и с недостатком квалифицированных кадров. Решение о реконструкции центральной части города было принято на уровне эскизного проекта. Среди представленных предложений наиболее интересным представилось решение тогда ещё молодого архитектора-самоучки Виктора Карповича Троценко, впоследствии - одного из ведущих архитекторов Харькова эпохи конструктивизма. Он предложил идею Линейного развития центра города в направлении ул. Сумской. Главным узлом нового центра становилась круглая площадь на месте бывшего пустыря за Университетским садом - в то время, практически, окраина, за которой располагался комплекс городской больницы (ныне - Областная больница ©1) и бараки военного госпиталя времён I-й Мировой войны.
          Между историческим центром и новым административным центром столичного Харькова предполагалось создать ещё одну площадь в районе сквера Победы (тогда - Мироносицкой площади). Эта площадь должна была продолжиться до ул. Рыцарской. Здесь предполагалось сформировать культурный центр столицы, включающий: театр массового музыкального действа, панораму Перекопской битвы, Всеукраинскую картинную галерею и декоративный сквер. Улица Рымарская получала пробивку через сад им. Шевченко до нового проспекта им. Ленина и, в другую сторону, через старый центр в район Москалёвки к новым заводам.
          На эскизном проекте Троценко уже была определена и формальная, и образная идея будущей главной площади города - задолго до реального проектирования ансамбля угадывалась его единая стилистика. Этот новый стиль получил название "конструктивизм", и не только потому, что он отдавал приоритетное право формирования внешнего облика здания его конструктивной системе. Этот стиль замахнулся на нечто большее - на "конструирование" нового образа жизни, а в итоге - и "нового человека". Период жизни этого стиля очень недолог: 1922 - 1936 гг., но эти годы вошли в историю, как эпоха активного архитектурного "жизнестроения", попытки организации форм новой жизни. Конечно, этот стиль не появился на голом месте: он был частью мирового архитектурного течения - функционализма. Это течение зародилось на рубеже XIX - XX вв. как ответ на рождение новой эстетики - эстетики машинной индустрии, выражавшей возможности новых металлических и железобетонных конструкций, новых строительных материалов. Но, в отличие от архитектуры США и Западной Европы, советский конструктивизм ставил перед собой задачи глобальных социальных преобразований средствами архитектуры: архитектура взяла на себя функции идеологии.
          "Эстетическим элементом стала голая в своей неприкрашенности конструктивная форма - "лапидарный и аскетический язык конструкции", который отражает новый темп современной жизни улицы, практичность и будничность забот, разумный и целесообразный характер архитектуры. Архитектор должен быть не декоратором жизни, а её организатором" - писал один из лидеров конструктивизма Моисей Яковлевич Гинзбург. Цель конструктивизма - "создание социальных конденсаторов эпохи" - новых типов жилья и общественных зданий, принципов планировки городов. Время и движение стали основными средствами организации пространства. Пространство впервые осмыслено как главный объект архитектуры (до этого времени таким объектом считалась форма как законченное целое). И в этом, наверное, главная заслуга конструктивизма: он перестроил мышление архитектора, теоретически выявил основные средства архитектурной композиции: плоскость, объём, пространство, цвет, свет, архитектурная композиция как учебная дисциплина стала главной в высшей архитектурной школе. Характерно также, что на Западе функционализм появился как следствие технического прогресса, а в СССР - на фоне полной технической разрухи, как результат смелой мечты о "светлом будущем". Вместе с новыми формами и новыми материалами создавались новые типы промышленных и административных зданий: "дома-коммуны" с комплексом бытового и культурного обслуживания, рабочие клубы, зрелищные здания.
          К сожалению, большинство крупных конструктивистских проектов остались нереализованными. Один из немногих воплощённых в жизнь гигантов конструктивизма - это харьковский Дом Госпромышленности (Госпром). Он является, по сути дела, тоже новым типом здания, соединившим воедино все республиканские тресты и управления отраслями промышленности. Во Всемирной архитектурной энциклопедии именно здание Госпрома иллюстрирует статью "Конструктивизм". Госпром - символ Харькова и символ стиля. А это значит, что и сам стиль отражает характер нашего города: "живой, трудовой", динамичный, конструктивный.
           C 1930 г. около 30-ти трестов переехали в Харьков и расположились в разных приспособленных зданиях, часто неблагоустроенных. Они образовали паевое товарищество для строительства специального здания - Дома Госпромышленности, место для которого было выбрано на новой главной площади, которая, не имея пока названия, называлась "круглой". 21 марта 1925 г. Высшим Советом народного хозяйства был объявлен конкурс на разработку проекта этого здания "нового типа, соответствующего новым задачам социалистического строительства". В качестве подосновы был использован эскиз В.К. Троценко: здание предполагалось включить в радиально-кольцевую систему новой площади.
          Конкурс вызвал большой интерес и стал международным. Через 3 месяца было представлено 17 проектов. Первая премия была присуждена проекту под девизом "Незваный гость", авторами которого были ленинградцы С.С. Серафимов, С.М. Кравец, М.Д. Фельгер.
          Сергей Саввич Серафимов (1878 - 1939) был уроженцем г. Трапезунда, сыном капитана дальнего плавания и гречанки. В детстве неудачно сломал ногу и навсегда остался хромым. Закончил художественное училище в Одессе, затем, в 1910 г. - Петербургскую Академию художеств. Проектировал доходные дома, банки, вокзалы в стиле неоренессанса и "елизаветинского" превдобарокко: Всемирная слава ждала его в Харькове. О проекте Госпрома С.С. Серафимов писал:
          "Дом Госпромышленности я пытался решить, как частицу организованного мира, показать фабрику, завод, ставший дворцом". В этом здании сосредоточилось до 30-ти самостоятельных учреждений с общим залом собраний, столовой, библиотекой. Композиция его построена по принципу осевой симметрии, но центральная часть контрастно понижена, пространство как бы "разрывает" и пронизывает здание, растворяя его в себе. Интересно, что в пространственном восприятии симметрия практически исчезает. Соавтор С.С. Серафимова С.М. Кравец (1891 - 1966) также был выпускником Академии художеств в Петрограде 1917 г. В дальнейшем он возглавил разработку рабочих чертежей Госпрома. Он является также автором проекта здания Химического корпуса старого университета (ныне - один из корпусов УИПА по ул. Университетской).
          Конкурсный проект, принятый к реализации в июне 1925 г., разрабатывался в рабочих чертежах ударными темпами. В специально построенном деревянном бараке работали молодые архитекторы - студенты и выпускники Харьковского Технологического института. Многие прошли здесь хорошую практическую школу. Здание по величине и сложности конструктивного решения в то время не имело аналогов в СССР и в Европе. В его конструкции были применены многоярусные и многопролётные рамные железобетонные конструкции, методы расчёта которых только предстояло разработать в процессе проектирования. Многие сложные инженерные задачи были решены специально созданным конструкторским бюро во главе с инженером М.А. Рудником. По итогам работы в 1929 г. была издана книга по методике расчёта сложных статически неопределимых рамных систем (авторы: А.В. Прейсфрейнд, М.М. Пайков). Начальником строительства был назначен опытный инженер П.П. Роттерт (1880 - 1957). Он привлекал к работе, в основном, творческую молодёжь не старше 30-ти лет.
          Проектное обеспечение, как видно, оказалось отличным, чего нельзя сказать о техническом обеспечении строительства. Через 8 лет после революции гигантское здание - самый большой тогда в Европе "небоскрёб" - объёмом в 347000 куб.м. из монолитного железобетона пришлось строить первобытными методами: при помощи человеческой и лошадиной энергии "умноженной" на мощность лопат, носилок, тачек и прочей подобной техники: Так строилось здание, призванное олицетворять собою индустриальную мощь первого в мире социалистического государства. 5 тысяч рабочих трудились в три смены и совершили чудо, которое можно объяснить только комсомольским энтузиазмом: строительство невиданного доселе гиганта было завершено за 2,5 рабочих сезона (!). На него ушло: 1315 вагонов цемента, 9000 т. металла, 3700 вагонов гранита, 40000 кв.м. стекла. Трудозатраты составили 1 млн. 560 тыс. чел./дней, сметная стоимость строительства - 9 млн. 50 тыс. рублей.
          Конечно, собранных трестами денежных средств не хватило. Остальные деньги помог добыть Ф.Э. Дзержинский: по его предложению правительство приняло решение о внеочередном финансировании строительства. Поэтому, после скоропостижной смерти Ф.Э. Дзержинского в 1927 г. Госпрому и площади было присвоено его имя. К 10-летию революции была завершена первая очередь строительства, а в ноябре 1928 г. здание вступило в полную эксплуатацию: в него въехали тресты "Коксобензол", "Химуголь", "Югосталь", металлургические, химические и машиностроительные управления.
          Слава о Госпроме скоро разнеслась по всей стране и дальше - по всему миру. В то время, как на соседних улицах города ещё можно было видеть глинобитные хаты под соломенной крышей, такое сооружение казалось чем-то фантастическим, живым воплощением мечты о Новом мире, символом эпохи. А.М. Горький, посетивший незаконченную ещё стройку в июле 1928 г., писал: " Это чудесная гармония, выражение могучего духа рабочего класса. Дорогие товарищи, любимые мои люди! Вот так же крепко, высоко, широко продолжайте строить!".
          Ещё в ходе земляных работ на месте 6-го подъезда Госпрома был обнаружен скелет мамонта. Очевидно, останки этого мамонта и образ построенного над ними железобетонного гиганта вдохновили поэта В.В. Маяковского, который написал известные строки:
          
          Где вороны вились,
                                    над падалью каркав,
          в полотна железных дорог забинтованный
          столицей гудит
                                    украинский Харьков,
          живой, трудовой, железобетонный.."

          Сбылась мечта поэта, высказанная им ещё в 1922 году: "Шарахнем в небо железо-бетон!"
          Госпром успешно выполнил свою историческую роль: родился новый образ города, символом которого он стал впредь. Затем последовала и всемирная слава. Французский писатель Анри Барбюс посетил строительство Госпрома несколько раз. Небывалый размах стройки и энтузиазм строителей не оставили его равнодушным. Он опубликовал в журнале "Монд" статью под названием "Дом-гора", в которой отметил, что на строительстве Госпрома были впервые в мире решены многиек архитектурные и инженерные задачи. В 1928 г. американский писатель Теодор Драйзер писал о "чуде, увиденном в Харькове":
          В 1934 г. столица Украины была перенесена в Киев. Тресты и управления покинули Госпром. В освободившиеся помещения переехал облисполком и его отделы. В период войны несколько раз производились попытки взрыва Госпрома, но монолитная конструкция устояла. Повреждённое пожарами здание с выбитыми стёклами представляло из себя голый скелет. На первом этаже была устроена конюшня, на других этажах жили обезьяны, сбежавшие из зоопарка.
          После войны здание было восстановлено при помощи завода "Свет шахтёра" и получило новую жизнь. В него въехали тресты "Теплоэнергомонтаж", "Электромонтаж", "Южспецстрой", филиал Всесоюзного центра патентных услуг, научно-техническая библиотека, с 1949 г. - первый в СССР любительский телецентр.
          7 мая 1951 г. состоялась первая телевизионная передача любительского телецентра. В 1954 г. принято решение о сооружении башни для городской телевизионной антенны. Так продолжилась мечта конструктивистов: они любили украшать свои проекты различными техническими сооружениями, которых в то время ещё не могло быть. Произошёл тот редкий случай, когда позднейшая надстройка улучшило архитектуру здания: симметричный в плане Госпром получил недостающий элемент асимметрии - вертикальную доминанту высотой 45 м. и его общая высота достигла 108 м. Рядом с "подросшей" окружающей застройкой он вновь стал главным.
          Строительство Госпрома стало началом формирования целого ансамбля, задуманного в едином стилистическом духе. В конце 1920-х - начале 1930-х гг. проводится ряд конкурсов на разработку планировочного решения и застройки площади им. Дзержинского. В первую очередь намечено строительство двух крупных зданий по обеим сторонам от Госпрома: Дома Проектных организаций и Дома Кооперации.
          В конкурсе на здание Дома Проектов снова одержал победу С.С. Серафимов в соавторстве с М.А. Зандберг-Серафимовой. Вторую премию получили братья Веснины, третью - харьковские архитекторы Г.А. Яновицкий и М.Л. Мордвинов. Все эти архитекторы работали в стиле конструктивизма. Здание Дома Проектов также было задумано строить из монолитного железобетона, но в целях экономии перекрытия через этаж были устроены по деревянным балкам. Поэтому во время войны оно сильно пострадало и было перестроено. Ныне - это здание Харьковского Национального университета им. В.Н. Каразина. Послевоенная реконструкция здания была произведена по проекту архитекторов В.П. Костенко, В.И. Лифшица, инженеров О. Иванченко, В. Дудника. В результате этой реконструкции здание полностью лишилось своей стилистики и объёмно-пространственной пластики. Многие архитекторы считают, что решение этого здания удалось С.С. Серафимову значительно лучше, чем полностью очищенные от декора, несколько брутальные формы Госпрома. Его детали более тонко проработаны, формы построены на контрасте центральной высотной доминанты, подчёркнутой вертикальными щелями остекления, и пространственных "крыльев", в которых преобладают горизонтальные членения. Контраст глухих и остеклённых поверхностей, завершение центрального корпуса в виде плоской "парящей" плиты, вертикальные и горизонтальные сквозные просветы, пропускающие лучи солнца на фасаде, ориентированном на север в местах примыкания боковых частей к центральной - всё это утрачено навсегда: Здание настолько сильно изменило свой облик, что прототип даже не угадывается.
          В 1929 г. северо-восточнее Госпрома строится Дом Кооперации - третье из зданий задуманного ансамбля (арх. А.И. Дмитриев, О.Р. Мунц). В этом здании первоначально было задумано разместить Дом Правительства, но затем оно было отдано Управлению сельского хозяйства. Строительство ведётся уже не из железобетона, а из кирпича, и сроки его возведения вылились в типичный советский "долгострой". В 1934 г., после переноса столицы в Киев, недостроенное здание передали Военно-хозяйственной академии им. Говорова. До 1941 г. его достроить не успели и закончили лишь в 1954 г. по проекту арх. П.Е. Шпары, Н.П. Евтушенко, Н.А. Линецкого, В.И. Дюжина, и В.В. Лукьянова, инженера И.М. Гринь - в новом стиле сталинского "неоренессанса".
          Такой же "метаморфозе" подверглось и здание гостиницы "Интернационал", первоначальный проект которой был выполнен в стиле конструктивизма архитектором Г.А. Яновицким в 1932 г. , реализован в несколько переработанном виде в 1936 г., а после войны - "переодет" в новые формы .
          Ещё один элемент ансамбля, замыкающий площадь с восточной стороны - здание ЦК КП(б)У - - родился в результате надстройки старого здания Губернского земства в 1930-1932 гг. (арх. Я.А. Штейнберг). В первом этаже оно заметно сохраняет элементы старой архитектуры, но дальше ему придаётся чисто конструктивистский вид: асимметрично-динамичное решение объёма подчёркивает угол пересечения улиц Cумской и Иванова. За ним просматривается ещё одно здание в стиле конструктивизма - здание АТС (арх. П.И. Фролов, 1930-1932 гг.). Здание ЦК КП(б)У сильно пострадало во время войны, и теперь на его месте стоит типичный образец сталинского "неоренессанса" с большим композитным ордером - здание бывшего Харьковского Обкома КПСС, а ныне - Горисполком (арх. В.М. Орехов, В.П. Костенко при участии В.Н. Мирошниченко, Л.Г. Савенко, 1951-1954 гг.).
          1936 г. - последний рубеж стиля конструктивизм. Всё резче звучат голоса критиков "машинного стиля", государственная политика в эти годы направлена на усиление единовластия и централизма. Творческие группировки запрещены. Архитекторы вынуждены приспосабливаться к новым требованиям. В 1937 г. В.А. Веснин, один из лидеров конструктивизма, "признался", что конструктивизм "не справился с задачами новой советской архитектуры, это уже пройденный этап, который многому научил. Основная его ошибка - некритическое перенесение установок западного функционализма на советскую почву". Перед лицом сталинской репрессивной машины архитекторы вынуждены были "каяться в своих грехах".
          Но время расставило всё на свои места: советский конструктивизм стал одной из золотых страниц мировой архитектуры. Западные архитекторы многому сами научились у него, часто напрямую используя нереализованные идеи советских архитекторов-конструктивистов И. Леонидова, В. Кринского, Л. Лисицкого, Н. Ладовского и других. Харьковский Госпром, здание Центросоюза в Москве, построенное в стиле конструктивизма по проекту Ле Корбюзье в Москве, клуб им. Русакова, построенный архитектором К.С. Мельниковым - признанные памятники архитектуры мирового значения. Достойные представители этого стиля - харьковские архитекторы: В.К. Троценко, Я.А. Штейнберг, Г.А. Яновицкий, Г.Г. Вегман, А.Г. Мордвинов, В.А. Эстрович, П.Ф. Алёшин, А.А. Таций, Е.А. Лымарь, А.Г. Молокин, Г.Д. Иконников и другие .

 

Вернуться на домашнюю страницу Добро пожаловать | О Харькове | Город официальный | Промышленность | Бизнес и право
Наука и образование | Культура и искусство | Досуг и туризм | Город и область | Что, Где, Когда | Интернет

Hosted by ConCom Ltd.