Медицина, микробиология, генетика

Сколько тебе лет?
     Этот вопрос задают человеку всю его жизнь. Причем чаще, чем какой-либо другой. С небольшими вариантами от "Сколько лет малышу?" (пока вы еще не можете ответить сами) до "Сколько вам лет?" (когда года уже достигнуты почтенные). Эта билогическая характеристика личности одинаково важна и для общества, и для самого человека.

Помните, как вы гордились, что уже стало семь лет? И все вокруг говорили - пора идти в школу. Вам стукнуло шестнадцать , и государство вручило паспорт. Вы радовались. что вам исполнилось восемнадцать, и военкомат сурово напомнил - пора идти в армию. Вы с грустью рассматривали морщинки на лице, и собес оформлял пенсию. И так до конца жизни - общество внимательно отслеживает ваш возраст и в зависимости от количества прожитых лет дает или отбирает различные социальные права и обязанности. Интересно. что эта практика прослеживается с древнейших времен практически у всех племен и народов, хотя никаких свидетельств о рождении тогда еще не было.

А чувствую я себя на двадцать!
Возраст, как известно, определяется по году рождения. Но люди издавна замечали, что часто между календарным возрастом и тем, на сколько человек себя чувствует, существует несовпадение.

Майе Плисецкой, например, было за семьдесят, а чувствовала она себя, выглядела и танцевала по крайней мере как человек на двадцать лет моложе. Такой истинный возраст специалисты-генетики назвали биологическим. Но можно ли его установить? Они стали искать определенные параметры жизнедеятельности организма, которые бы давали ответ на поставленный вопрос не по субъективным ощущениям, а на объективной основе.

В результате был разработан специальный тест, в соответствии с которым нужно было пройти целое обследование. А после этого по совокупности показателей в соответствии со специальной формулой определялся так называемый биологический индекс (БИ) человека.

Итак, вам меряют артериальное давление, жизненную емкость легких, парциальное давление кислорода в крови, определяют объем выполненной работы за единицу времени, проверяют зрение, слух, быстроту движений, силу кисти руки, способность растяжения сухожилий, состояние зубов, кожи, волос, наконец проводят цветовой словесный тест.Ух! А ведь это еще укороченный вариант. Обычно добавляют еще целый ряд биохимических и психологических показателей. Теперь все полученные их значения нужно подставить в формулу

БИ = «среднее арифметическое двенадцати числовых характеристик»

(щадя читателя, мы не приводим ее в устрашающем подлинном виде, который нуждается в подробной расшифровке) и вычислить искомую величину.

Как изложено в научном источнике, "...биологический индекс определяется по сумме значений частичных индексов, умноженных на математически найденные факторы значимости. Эти факторы значимости определяются как линейные коэффициенты регрессии". То есть искушенному читателю становится ясно, что при вычислении БИ дело упирается в аппарат математической статистики.

Последняя же, как и любая статистика, опирается на наблюдения: чем их больше, тем точнее значения усредненных характеристик, участвующих в определении БИ конкретного человека. Однако этот способ задействует очень много величин, поэтому он является слишком сложным, хлопотным и долгим. Для космонавтов он, может быть, и хорош, но для массового обследования, а тем более для удовлетворения законного любопытства желающих он не годится.
  Ответ таится в клетке
Генетики Харьковского Национального университета предложили принципиально иной метод определения биологического возраста человека. Измеряется всего один показатель, и занимает это всего несколько минут.

...Меня усадили на стул, легким движением тупого шпателя взяли пробу клеток со слизистой внутренней поверхности щеки. Это совершенно безболезненная и бескровная процедура. Пробу поместили в прибор под объектив микроскопа. И уже через несколько минут сообщили мой биологический возраст. Признаюсь, я была восхищена этим методом еще и потому, что эта цифра отличалась от проставленной в паспорте (которым даже и не поинтересовались) на несколько лет в лучшую сторону.

Прежде чем рассказать, в чем сущность способа, напомню читателю, что такое живая клетка. Это основная единица всех живых организмов. Тело взрослого человека состоит из ста триллионов этих мельчайших "кирпичиков", каждый из которых является сложной высокоорганизованной структурой. Клетка - это ключ к тайне жизненных процессов, так как именно здесь при соединении воды, солей, молекул и мембран на самом деле зарождается жизнь.

Клетка функционирует, как окруженный крепостью город. Если бы удалось проникнуть сквозь ее наружную мембрану, то нам бы открылся мир новейших технологий. Электростанции-митохондрии вырабатывают для клетки энергию. Фабрики-рибосомы изготавливают белки, необходимые для химического товарообмена продукты. Сложные транспортные системы перевозят их из одного места в другое внутри клетки, а также экспортируют за ее пределы. На монтажных заводах ядра идет сборка необходимых макромолекул. На пограничных пунктах в мембранах стражи проверяют экспорт и импорт, контролируя внешний мир на признаки опасности. Дисциплинированные биологические вооруженные силы - антитела - стоят наготове, чтобы держать оборону против захватчиков.

Есть здесь и центр управления - ядро, окруженное дополнительной двойной мембранной оболочкой. Оно регулирует всю жизнедеятельность клетки, которая зависит от слаженного взаимодействия десятков тысяч различных молекул липидов, протеинов, ферментов.

Конечно, это предельно упрощенный портрет клетки. Наблюдая воочию за необычайно "осмысленной" деятельностью ее механизмов, мы осознали бы, что, несмотря на все накопленные человечеством знания, искусственно воссоздать даже относительно простую молекулу протеина - дело невозможное. А ведь жизнь одной-единственной клетки зависит, повторяю, от совместной деятельности десятков тысяч таких молекул.
  График нашей жизни
Ученые считают, что изменения энергетического состояния клеток соответствуют возрастным изменениям организма в целом. Они обследовали несколько тысяч человек разных возрастных групп - от роддомов до домов престарелых, от новорожденных первых дней жизни до старцев 90-летнего возраста. На основании этих показателей впервые была построена среднестатистическая кривая распределения отрицательного электрического заряда клеток по возрастам - от рождения до смерти. Вот она, эта кривая, характерная для жителей Украины.

Как видите, у детей до года показатель бывает крайне низким, иногда электроотрицательные ядра вообще не обнаруживаются. Потом ветвь кривой, круто поднимаясь до двадцатилетнего возраста, характеризуется небольшим периодом относительной стабилизации, который составляет от 12 до 16 лет. И после 35 начинается спад до нуля, замедляющийся постепенно. Как говорится, сначала мы едем на ярмарку, а потом с ярмарки. Но у каждого человека эта кривая отклоняется от среднестатистической в ту или иную сторону. И по степени отклонения можно судить о том, моложе вы или старше своего паспортного возраста, сохранили ли вы свою жизнестойкость в соответствии с нормой или растеряли ее в житейских бурях.

Как всякая новаторская работа, исследования харьковских генетиков содержат не только ответы, но и приводят к широкому кругу новых вопросов. Почему левая (юная) и правая (пожилая) ветви кривой почти симметричны? От чего зависит конфигурация личного графика жизни отдельного человека? Можно ли по желанию омолодить свой организм или по незнанию состарить раньше времени? И вообще, чем молоденькая клеточка отличается от своей умудренной возрастом родственницы?
  И здесь электричество
Верхний слой живых клеток, которые берут для исследования, так называемый буккальный эпителий, очень удобен, - рассказывает автор метода, заведующий кафедрой генетики и цитологии ХНУ профессор В.Г.Шахбазов. -

Они легко отделяются, достаточно крупные, с овальными ядрами, которые обычно занимают в клетке центральное положение. Мембранный слой в ходе эволюции приобрел свойство адаптироваться для контактов с различными средами. Если такие клетки перенести в камеру для электрофореза - а именно этот процесс лежит в основе метода - они в специальном физрастворе долго сохраняют жизнь. К тому же прекрасно видны при увеличении в 400 и даже в 200 раз.

Мои клетки распределили в один слой на покровном стекле прибора. Слева и справа от него расположены электроды, создающие в камере напряженность 20 вольт/см. В окуляр микроскопа видно, как в созданном электрическом поле ядра внутри клеток начинают медленно смещаться в пределах мембраны по направлению к одному или к другому электроду.

Для определения заряда остается учесть процентное соотношение однонаправленно смещенных клеточных ядер по отношению к общему количеству учтенных клеток. Когда их количество доходит до ста, прибор дает звуковой сигнал и высвечивает проценты клеток с положительно и отрицательно заряженными ядрами.

Состояние моего организма оценивалось, таким образом, по биоэлектрическим свойствам свойствам клеточных ядер. Клетки сами показали, насколько энергичны они, а значит, и весь организм. Вместо десятков анализов и испытаний - только один (!) тест , который является интегральной оценкой жизнеспособности всего организма..
  Тайны биофизической генетики
Эта область исследований относится к биофизической генетике, - говорит профессор Шахбазов. - Так мы назвали новое направление научных исследований. Многие ее положения и сегодня изучены недостаточно. Действительно, левая и правая ветви кривой почти симметричны. Процент отрицательно заряженных клеток примерно одинаков в 10 и 60 лет. Но спутать клетки ребенка и пожилого человека нельзя, даже если не видишь донора. Разница становится явной, если пробу подвергнуть тепловому воздействию. Клетки юного организма в ответ повышают свой заряд, а пожилого - нет или даже понижают. Дело в том, что "кирпичики" одного и того же тела в разные годы жизни работают по-разному. С электрическими свойствами ядра связана интенсивность ядерно-плазменного транспорта и его генетические функции. Так, у ребенка работа основных энергообразующзих структур ядра сдерживается, по-видимому, особыми ферментами - молекулярными тормозами. У взрослого "биоэлектростанции" работают на полную мощность, но со временем в них накапливаются различные поломки, из-за которых выработка энергии сначала замедляется, а потом и вовсе прекращается.

Ученые считают, что по левой ветви кривой можно предсказать длительность жизни человека, естественно, не принимая в расчет случайные причины: несчастные случаи, природные катастрофы и т.д. Пока специалисты университета только исследуют феномен и не определяют биологический возраст всем желающим, хотя создание такой лаборатории и планируется. Они уверены, что вскоре узнать истинный возраст будет не сложнее, чем сейчас измерить артериальное давление. Но и это еще не все. Оказывается, наши клетки могут подсказать нам, как себя вести, чтобы прожить более активную и долгую жизнь, поскольку их энергонасыщенность меняется в ответ на повреждающие или стимулирующие факторы.

По материалам статьи В.Гаташ «Что в возрасте тебе моем?» (очерк о достижениях харьковских генетиков), харьковский еженедельник «СОБЫТИЕ» № 3, 1998.
Вернуться на домашнюю страницу