09:50 30.06.2014 Новости "Вечернего Харькова"Пред. / След.  закрыть окно
Принцу приходится клясться в любви сразу двум Русалочкам
vkh:6478.2014

Харьковский театр им. Пушкина решил погрузить зрителя в чистую атмосферу детства, где побеждают добро и любовь. 28 и 29 июня на сцене театра — премьера очень светлого и жизнеутверждающего спектакля «Сестра моя Русалочка».

Для постановки сказки пушкинцы пригласили коллег из Харьковского театра для детей и юношества, которые составили почти половину команды создателей «Русалочки».

Поставил сказку 27-летний режиссер ТЮЗа Андрей Лебедь. Притча Людмилы Разумовской, созданная по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена, будет близка и детям, и взрослым, считает постановщик.

Из спектакля специально убрали грязные дворцовые интриги
Пьеса написана в преддверии перестройки, рассказывает Андрей Лебедь: во втором действии автор описывает дворцовые интриги министра, короля, королевы, которая мечтает устроить переворот, чтобы дорваться до королевского трона. Подковерные перипетии оказались настолько созвучны с последними событиями в стране, что создатели спектакля решили отвлечь зрителя, порядком уставшего от политики.

— Мне показалось, что нужно вывести на первый план бескорыстную светлую любовь, которая в наше время теряется и скудеет. Только любовь делает человека человеком, и это было для нас главное — открыть в нас человеческое, — говорит режиссер.

Режиссеру пришлось изучить жизнь рыб
Для погружения зрителей в водную стихию режиссер и художник-сценограф Татьяна Пасечник задумали несколько ярких фишек.

— Мы хотели уйти от быта и найти образное решение спектакля, — говорит Андрей Лебедь. — Чтобы создать для Русалочки среду обитания, установили на сцене аквариум — в виде каркаса без стекла. Здесь выстраивается все действие подводного мира. В аквариуме стоят большие раковины, сверху нависает облако, — на него проецируется и поверхность морского дна, и небо, и песочная анимация. В аквариуме раскачиваются на качелях русалки, и такое ощущение, что они плавают. В этой среде Русалочке, казалось бы, очень комфортно, но аквариум создает для нее рамки, из которых она всеми силами стремится вырваться.

Во время работы над спектаклем режиссер даже посещал зоомагазин — интересовался жизнью рыб.

— Для меня важно было посмотреть, как протекает жизнь в аквариуме, как живут и плавают рыбешки, — улыбается Андрей Лебедь.

Русалочке приходилось следить за хвостом
Главную героиню Русалочку в спектакле играют две актрисы — каждая в своем составе актеров.

— Русалка Екатерины Белой — возвышенная, одухотворенная, а героиня Русалка Лоры Читаки жестче и резче, — признает режиссер. — Мы шли от природного темперамента актрис, и это хорошо, что они разные: они выполнили свои задачи разными способами.
Лора Читака — студентка Харьковской государственной академии культуры. Девушка уже не дебютантка на сцене, но в сказке играет впервые. Конечно, признается Лора, ей не свойственна наивность Русалочки, вера во что-то неземное, поэтому в работе над образом пришлось немножко себя преодолевать. Не сразу привыкла Лора и к русалочьему хвосту — роскошному пенно-белому шлейфу.

— Хвост у меня легкий, но на сцене приходится постоянно следить, чтобы ни я, ни кто другой на него не наступили, иначе упаду. И на качелях с ним не очень удобно, — смеется актриса. — Не могу сказать, что легко было освоить пластику подводного мира. Я просматривала мультики о Русалочке, фильмы и постановки о подводном мире — подмечала, как двигаются герои, и придумывала свои движения. Движения Русалки, наверное, уже успели войти в привычку и стали своими. Бывает, идя по улице, замечаю, что продолжаю семенить и плавно двигать руками.

Нужно соответствовать мечте
Принца в «Русалочке» в разных составах играют два молодых актера театра Пушкина. Один из принцев — 25-летний актер театра Пушкина Дмитрий Бородий. Сказочная роль ему досталась впервые.

— Поначалу я внутренне отторгал эту роль — я был очень далек от принца, — делится Дмитрий. — Однако потом мне стало интересно, ведь сейчас очень мало вокруг настолько чистых и человечных, как Принц, людей.

Доверчивый зритель вряд ли догадывается, что у чистого Принца на самом деле сразу две Русалочки — по крайней мере, он репетировал с обеими. Играть интересно и с одной, и с другой актрисой, признается Дмитрий. Поскольку морские дивы весьма отличаются по характеру, юноше королевских кровей пришлось к каждой подбирать ключик, чтобы не только влюбиться по роли в каждую, но и влюбить их в себя. Смотреть «Русалочку» придут и маленькие зрители. Принц — воплощение девчоночьей мечты, а значит, ей нужно соответствовать. Дмитрий смеется: говорит, что еще не думал о такой степени ответственности за девичью мечту.

— Мне еще не доводилось работать на детского зрителя, и спектакль покажет, как дети воспримут Принца, — говорит актер.

Русалочка вернула в детство и самих создателей
— Играя в спектакле, я чувствовала, будто возвращаюсь в детство, вспоминаю, как когда-то взлетала на качелях, — признается Лора Читака. — Иногда на репетициях возникало желание раскачаться посильнее, но я себя сдерживала — понимала, что неосторожное движение может привести к беде.

— Думаю, моя работа над ролью Принца — родом из детства, — говорит Дмитрий Бородий. — Наверное, в моей памяти остались советские сказки с принцами, которые я смотрел еще в детстве.

А режиссеру во время работы над спектаклем вспоминался большой аквариум, который был у него в детстве. Водная стихия, с которой Андрей Лебедь работал в спектакле, так заворожила, что после премьеры он мечтает снова обзавестись аквариумом.

печать

© "Вечерний Харьков"
При любом использовании материалов сайта, гиперссылка на vecherniy.kharkov.ua обязательна. Редакция "Вечернего Харькова" может не разделять точку зрения авторов статей и ответственности за содержание републицируемых материалов не несет.

  См. подробности